Василиса Гамалея-Гусарова: «Молодой стилист часто справляется с работой лучше, чем уставший мастер»

Василиса Гамалея-Гусарова
Василиса Гамалея-Гусарова
.stk-post img { max-width: 100%; }

Василиса Гамалея-Гусарова, инсайдер HiPO, создательница агентства Sputnik Supervision и сервиса Visible, рассказала о стрессе в фешен-индустрии, слишком амбициозных сотрудниках и преимуществах молодых специалистов перед мэтрами. А еще дала три ценных совета тем, кто мечтает стать крутым стилистом.

Конфликты и амбиции





Съемки и подготовка к ним — идеальная среда для конфликтов. Слишком сжатые сроки, множество департаментов и противоречащих интересов, форс-мажоры. По моим наблюдениям, все зависит от продюсера проекта, а не от режиссера: удивительно, но именно его ценности и стиль общения задают тон.

Коммерческий стайлинг живет по своим законам. На высокобюджетную рекламу зовут художников, чье портфолио говорит об умении принимать взрослые решения и о наличии собственного стиля работы. У них большой гонорар, но мнение художников порой остается невостребованным, потому что не выдерживает конкуренции с мнением заказчика.


У многих известных стилистов есть истории о том, как они стояли возле рейла и не могли даже слово вставить. Дело было не в их непрофессионализме, разумеется. Просто стилист просил белые футболки, а заказчик захотел красные и синие. Потом у стилиста спросили, какая из них лучше — красная или синяя. Стилист ответил: красная. Ну нет, мы возьмем синюю…


Формально образ был создан. Художник получил деньги за молчание и мычание. В кадре — цвета бренда. Конфликт потушен, однако работой специалист недоволен. Ему просто не дали проявить свой профессионализм.

Другая крайность — сверхамбициозный стилист, который решил принести все свои фантазии в коммерческий проект, требующий ритмичного исполнения и амортизации. Итог: споры, интриги, нервы.

Я выработала свой стиль общения: не давать растянуть себя на дыбе, но и не устраивать «шапито», если мое мнение не окажется финальным. Мне есть где реализовать свои идеи вне бюджета клиента.

Ресурсы и перегрузки

Никто не застрахован от негативных эмоций, но есть способы сохранить «кукушку» целой. Например, переключаться на художественные проекты без заказчика, делать благотворительные съемки и просто отдыхать.

Я управляю двумя компаниями — агентством Sputnik Supervision (специализируется на сферах искусства, моды и красоты) и сервисом по подбору стилистов Visible — и стараюсь следить за адекватным графиком всех сотрудников, но иногда сама улетаю в бездну космических перегрузок. Сейчас это случается реже. Я стараюсь всегда быть в ресурсном состоянии и помню, как порой сложно восстановиться. А я должна быть вечно счастливой и могучей! Шучу, конечно. Просто мое состояние влияет на команду, а я точно так же заряжаюсь от ребят.


Все знают, что мне можно звонить только в крайнем случае, но у стилиста этот «крайний случай» случается сто раз в день. Поэтому я стараюсь всегда быть на связи.


Мы близко общаемся с моими главными стилистами, мне очень важно их мнение и поддержка. Чаще всего мы видимся на съемках, но иногда ходим на пикники или устраиваем себе фотосессии. Это случается реже, чем хотелось бы, но вы бы видели наш график…

Я знаю, что многие ребята подружились, работая в Visible. Это круто, хотя есть и группы, которые не пускают к себе новичков. С этим нужно что-то делать? Я пока не знаю. Поначалу я старалась формировать пул исполнителей проектов сама, но быстро поняла, что принудительный режим не работает.

Доверяй, но проверяй





















Я журналист по образованию, но всю жизнь работала не с текстами, а с образами. Сначала я была стилистом-фрилансером (не считая многих лет, проведенных в штате журнала Esquire), позиционировала себя как самостоятельную единицу, фокусировалась только на своем портфолио и, по законам индустрии того времени, получала гонорары в конвертах.

Все делала сама — от работы на съемках клипов до создания стиля звездам. Однажды меня пригласили принять участие в крупном рекламном видеопроекте, и я поняла: без команды уже не обойтись. Для меня это было сложно и непривычно. В детстве я занималась спортивной гимнастикой, командный спорт был мне незнаком — никаких «победила дружба», есть только мои способности и достижения.


Я начала нанимать ассистентов и формировать правила взаимодействия с ними, учиться делегировать, отпускать, доверять, но проверять. Ассистенты учили меня не меньше, чем я их.


Индустрия перешла от «черной» схемы к «белой», и я открыла ИП. Знаю, что для людей из бизнес-сообщества это звучит смешно, но для художника — тот еще стресс. Затем ко мне примкнули менеджер и аудитор, потом появился первый основной стилист, чуть позже я наняла эсэмэмщика. Постепенно формировалась команда.

Есть огромная разница между тем, чтобы управлять командой, и делать всю работу своими руками. Однако результаты были отличными: увеличилось количество заказов, появилась уверенность в собственных силах. Вскоре я решила масштабироваться до организации. Это была не жажда власти или могущества, а желание угодить всем. Я не хотела отказывать постоянным заказчикам, дружественным режиссерам, фотографам, ассистентам. Я уже не справлялась с объемами работы, поэтому пришлось открыть агентство.

В тот период на рынке не было ничего подобного, мне было не у кого подсматривать. Одно я знала точно: не хочу быть агентом, который просто берет комиссию. Мне важно быть в курсе всех процессов во всех проектах. Я научилась делегировать, некоторые задачи решала в режиме онлайн, а рутинные задачи вроде расчета смет и оформления договоров вынесла в бэк-офис.

Первым появилось агентство Sputnik Supervision. Оно зарегистрировано в Нью-Йорке, так как я жила там какое-то время. Агентство занимается креативными разработками и созданием контента для брендов. Затем я создала сервис услуг стилистов Visible. В музее современного искусства в Неаполе я наткнулась на одну работу Джованни Ансельмо и поняла, что именно так будет называться моя компания: Visible. Видимы. Мы делаем невидимую работу, чтобы сделать стиль видимым. Арт-директор Илья Беседин разработал логотип, графику и сайт. Буквы ШБ перед названием — это отсылка к таблице для проверки зрения, не аббревиатура.

Visible — это именно сервис, а не агентство, потому что мы работаем в сфере услуг, а не просто берем комиссию за то, что подбираем специалистов. Работа двух моих компаний часто пересекается, но они не сливаются в единое целое. Я бы провела такую аналогию: Sputnik — это я, а Visible — моя команда.




























Репутация работает на тебя

Мои приятели бизнес-консультанты предупреждали, что, создав свой бизнес, я больше никогда не буду спать спокойно. Но меня уже было не остановить! Я внимательно слушала рекомендации и делала по-своему.

Конечно, я прислушивалась к компетентным советчикам. Мой друг, управляющий директор инвестиционного фонда, однажды увидел суммы годового оборота и сказал, что рост драматический. Он организовал чат со своим финансистом, после которого я поняла: необходимо делать отчеты о финансовых результатах. Другой друг предложил разработать CRM, а один из партнеров поделился номером дотошного (читай — идеального) бухгалтера. Управлять бэк-офисом не менее сложно, чем стилистами. Как говорит одна моя знакомая, финансовый директор крупной международной организации: «Без нас остальные отделы будут жить хорошо, но недолго».


Не так сложно решиться начать собственное дело, как ежедневно решать рутинные вопросы. Мне и сейчас это трудно, но я каждый раз встаю и иду наводить порядок.


При этом я считаю, что в фешен-индустрии глубинное знание съемочного процесса важнее финансового образования. Другой важный навык — коммуникабельность. В сфере, где каждый день на площадке собирается команда из 80 человек и часть людей видят друг друга впервые, нужно уметь общаться. Каждый день.

Сейчас я, конечно, не присутствую на всех съемках агентства, но я годами зарабатывала хорошую репутацию, уделяя внимание всем проектам. Я ассоциировалась у заказчиков с высоким качеством и надежностью — пришлось постараться, чтобы эта ассоциация распространилась и на мою компанию. Мне не нужно себя рекламировать — одной почтовой рассылки достаточно, чтобы дать толчок проекту.


Репутация стала главным конкурентным преимуществом. Теперь она распространяется на моих сотрудников, и наоборот: все, что делает команда Visible, отражается на моем имени. Поэтому поначалу я страховала каждый шаг ребят, контролировала все. Но важно научиться разжимать кулак — в ладонь могут положить что-то весомое и приятное.


Я бы советовала всем стилистам выполнять работу профессионально, поддерживать добрые связи и не оставлять грязных следов. Мир тесен, а индустрия еще теснее.

Молодые и неопытные

Сейчас у меня в команде два менеджера, аудитор, smm-менеджер, 15 стилистов и ассистентов. Я горжусь ими и считаю их своими друзьями. У нас получился микс совершенно разных по национальности, ориентации и политическим взглядам людей. Рада, что так получилось — я против дискриминации по каким либо признакам. Ребята ценны для меня своими талантами и идеями. Так что разнообразие в компании — это не просто тренд, который многие бренды активно используют в корыстных целях. Для нас важно уважение к личности и человечность.

Я предпочитаю растить специалистов, а не нанимать сформировавшихся художников. Мне интересно работать с целеустремленными людьми с амбициями, которые готовы трудиться и принимать условия игры. Убеждена, что молодой и еще не опытный специалист часто справляется с коммерческой работой лучше уставшего мастера — благодаря гибкости, вниманию, готовности прислушаться.


Портфолио — скорее бонус, а не обязательное условие. Для меня важны честность, адекватность и стремление развиваться. Остальному можно научить. Чтобы попасть в команду, нужно отправить резюме, пройти собеседование, стажировку и обучение. Да, понравиться нужно не только мне, но и моей команде. Например, ассистентов выбираю не я, а сами стилисты.


Мы работаем с категориями «нравится / не нравится», а это очень сложно. Нашим пристрастиям и антипатиям есть множество объяснений: от биологических (см. книгу «Голая обезьяна» Моррис Десмонд) до социальных (см. книгу «Миф о красоте» Наоми Вульф). Однако все эти рассуждения не помогают стилисту во время стрессовой примерки. В коммерческом проекте участвует режиссер, на чьей стороне мы выступаем, продюсер, который бережет бюджет, несколько представителей заказчика и агентства и знаменитости. У всех, разумеется, есть свое мнение. А еще бывает более 15 правок мудборда. Поверьте, это влияет на психику любого человека. Но мне легче объяснить молодому специалисту, что это часть рабочего процесса.

Конечно, у молодых стилистов есть свои типичные проколы. Чаще всего это невнимательность во время чтения материалов и комментариев, нерасторопность, излишняя эмоциональность, невовлеченность, некоммуникабельность, несоблюдение правил, в том числе и безопасности, на площадке, отсутствие субординации, халатные отчеты и севший телефон. А еще грамматические и пунктуационные ошибки в переписках — самые противные.

































Три совета молодым стилистам

Я не планировала заниматься бизнесом, как и не планировала быть наставником. Более того, я посмеивалась над коучами и считала, что учат только те, кто не востребован в профессии. А сейчас я преподаю в нескольких школах и читаю лекции для широкой аудитории, потому что мне есть чем поделиться.

Настраивая молодых сотрудников на рабочий день, я проговариваю с ними что-то вроде мантр: «Будьте увереннее, но мягче. Сначала выслушайте, затем найдите верное решение, только после этого реагируйте».

Начинающим стилистам нужно знать следующее:

— делите проекты на три категории — ради славы, ради денег и во имя красоты. Очень редко они пересекаются. Есть самые важные проекты, ради которых стоит жить и работать. Но чаще приходится делать что-то менее вдохновляющее. Важно это понимать и правильно расставить приоритеты;

— не нужно нести свои художественные амбиции в коммерческий проект, а финансовые ожидания переносить на творческие задачи. Это правило касается и фотографов, и режиссеров, и многих других представителей креативных профессий;

— стилист — человек, который работает не только с «картинкой». Вы должны уметь грамотно писать тексты, общаться, находить и анализировать информацию. Важные составляющие профессии — этичность, художественное образование, коммуникабельность, стрессоустойчивость, удачливость. Это не пустые слова в резюме, это действительно важно.

[data-stk-css="stkJwxzY"]:not(#stk):not(#stk):not(style){background-image: url('https://img.setka.io/clients/Y3rrQsBYdklU7LKHrKdZGAsOKvGNy2cd/post_images/1-(1).jpg'); background-position: 50% 50%; background-repeat: no-repeat; background-attachment: fixed}
[data-stk-css="stkcmcks"]:not(#stk):not(#stk):not(style){background-image: url('https://img.setka.io/clients/Y3rrQsBYdklU7LKHrKdZGAsOKvGNy2cd/post_images/bez-imeni-1-16.jpg'); background-position: 50% 50%; background-repeat: no-repeat; background-attachment: fixed}
.stk-post [data-anim-name="preset-fadeInLeft"]:not(#stk):not([data-anim="false"]) { opacity: 0; transform: translate3d(-100%, 0, 0) }
.stk-post [data-anim-name="preset-fadeInLeft"]:not(#stk):not([data-anim-m]), .stk-post [data-anim-name="preset-fadeInLeft"]:not(#stk):not([data-anim-m="false"]) { opacity: 0; transform: translate3d(-100%, 0, 0) }
.stk-post [data-anim-name="preset-fadeInRight"]:not(#stk):not([data-anim="false"]) { opacity: 0; transform: translate3d(100%, 0, 0) }
.stk-post [data-anim-name="preset-fadeInRight"]:not(#stk):not([data-anim-m]), .stk-post [data-anim-name="preset-fadeInRight"]:not(#stk):not([data-anim-m="false"]) { opacity: 0; transform: translate3d(100%, 0, 0) }