О вере с точки зрения нейропластичности

Ментор, буддист и автор телеграм-канала о развитии и медитации Digital Raccoon Алексей Вольвак рассказывает, каким образом работает вера и как она является встроенным в психику механизмом

С 1687 года, когда Исааком Ньютоном был опубликован труд «Математические начала натуральной философии», фактически ставший отправной точкой для современной науки, понятие «вера» переместилось из списка высших человеческих проявлений во что-то постыдное, свидетельствующее об ограниченности взглядов. Однако вера — это очень многогранное и важное для нашего развития качество, и религиозный контекст является лишь одним из его проявлений.

Вера в широком, не ограниченном религией смысле слова, является встроенным в нашу психику механизмом, благодаря которому на уровне физиологии запускается процесс нейропластичности, а на более сложных уровнях — активируется способность выходить за пределы сложившихся представлений о себе.

Нейрофизиология

С возрастом выработка окситоцина, гормона, участвующего в механизме нейропластичности, значительно снижается. Благодаря обилию этого гормона дети быстро учатся или, к примеру, легко отходят от обиды, просто переключив внимание. В течение непродолжительного времени, когда мы влюбляемся или у нас появляется ребенок, выработка этого гормона также увеличивается, что позволяет сонастроиться с новым человеком в нашей жизни. Однако, по большей части во взрослом возрасте, наша способность менять себя и свои взгляды значительно ниже, чем в молодости. Это не означает, что для взрослых природа исключает возможность серьезных изменений, но механизмы, которые мы должны задействовать, чтобы меняться, лежат уже глубже.

Исследования в области нейропластичности, начатые Норманом Дойджем и ставшие сегодня ключевыми в нейрофизиологии, показывают, что мозг способен адаптировать свои структуры и менять их назначения в случае необходимости. Но для этого ему необходим сигнал, который приведет к выработке окситоцина, чтобы запустить механизмы нейропластичности. Например, для восстановления после инсульта, который безвозвратно повреждает значительные части головного мозга, необходимо, чтобы мозг сделал ремаппинг процессов, то есть перераспределил карту сенсорных и двигательных областей. Тогда задачи поврежденных зон будут выполняться другими областями. Сегодня на этом механизме построены все основные нефармакологические методики восстановления после нейротравм.

Эксперименты с больными после инсультов показали, что пациенты, которых удалось убедить поверить в то, что они смогут взять кружку с водой, и она не разольется (один из стандартных элементов обучения после обширных инсультов), в среднем осваивали это действие в 2,5 раза быстрее обычного. Здесь речь идет о вере как сознательном акте выхода за пределы своих привычных установок. Таким образом, ум запускает восстановительные процессы нейропластичности только в тех случаях, когда человек смог найти в себе силы и поверить.

Этот механизм работает и на других уровнях нашего сознания. По словам Ламы Сонама Дордже, вера значительно расширяет диапазон нашего восприятия, благодаря чему в нас открываются новые ресурсы, бОльшие объемы способностей и пространство для их воплощения. Одной из причин увеличения наших способностей является то, что воля связана с верой, как две стороны одной медали.

Психология

Возрастное снижение пластичности происходит в нас не только на нейробиологическом, но и на психологическом уровне. С годами мы формируем устойчивую систему представлений о себе и о мире, фактически программирующую всю нашу жизнь.

Плотно вжившись в привычную версию себя, мы вновь и вновь притягиваем схожие ситуации. Процесс формирования нашей понятийной сферы завершился, и мы активно отсекаем все, что лежит за ее пределами, все, что мы не понимаем. С одной стороны, наличие четких представлений и шаблонов обеспечивает некоторую стабильность зоны комфорта. Но, держась за них, мы исключаем возможность получения нового опыта, тем самым делаем этот комфорт хрупким.

Так же как и с нейропластичностью, для преодоления этого замкнутого круга нам необходима вера. Вера в то, что:

Мир существенно сложнее, чем мы о нем думаем. То, что не вписывается в наши представления, не обязательно является ложью. И узнать это можно, лишь шагнув на неизвестную территорию;

Все получится. Расширение опыта и своих представлений о мире приведет к обретению более оптимальной версии себя, подверженной меньшим эмоциональным колебаниям, даже если сам опыт будет неприятным;

Мы сможем выжить за пределами своей зоны комфорта. У нас все для этого есть, либо появится в процессе.

В буддизме описывается 37 ментальных факторов или механизмов работы нашего ума. Благодаря им мы выстраиваем понятия об окружающем мире, реагируем на происходящее и так далее. Вера имеет особое положение среди всех 37 ментальных факторов, потому что благодаря ей мы можем внести изменения в уже сложившийся баланс в нашем уме. Таким образом, акт веры сам по себе порождает причины для расширения текущих границ и последующей трансформации.

Однако, кроме понимания всех аспектов веры и ее важности в жизни, способность порождать в себе веру зависит от способности доверять себе и другим. Этот навык предшествует полноценно развитому качеству веры. Ум, который видит вокруг в основном угрозы и склонен к скептицизму, никогда не найдет для себя подходящего направления для расширения границ, хотя в теории и будет готов меняться.

Развитие доверия и последующее развитие способности порождать в себе веру для расширения своих границ — это постепенный процесс, который замедляется нашими реакциями на болезненные опыты и травмы. Настоящая трансформация происходит только в контексте реальных жизненных ситуаций и опыта, который мы выносим из них, а для этого мы должны снова и снова решаться на шаг в неизвестное и делать его, покидая свои привычные границы.

В процессе таких вылазок мы раз за разом обнаруживаем, как то, в чем мы были уверены еще вчера, не является чем-то плотным и неизменным. В итоге мы можем прийти к выводу, что ни у нас, ни у мира вовсе нет каких-то жестких границ. Все, в чем мы были уверены и за что держались, — непрерывно меняется. А значит, мы связаны с миром гораздо глубже, чем думали в начале наших вылазок. И тогда мы можем оказаться на духовном пути, который потребует от нас еще больше веры и принесет еще больше свободы.

Саморазвитие

Смотреть все

Вам также может понравиться

Искусственный интеллект: возможности, перспективы и востребованность

Искусственный интеллект: возможности, перспективы и востребованность

Заместитель генерального директора ИТ-компании «Программный Продукт», исследователь и эксперт по информационной безопасности Георгий Лагода рассказывает об интеграциях в госсектор, кибербезопасности и будущем.

Читать
Как применять Human Design для селф-коучинга

Как применять Human Design для селф-коучинга

Международный сертифицированный преподаватель по медитации, специалист в PR и Human Design Алена Данилкина рассказывает, как больше узнать о себе

Читать