
Мадонна Мур, автор самого популярного Telegram-канала о моде MUR, бывший главный редактор Peopletalk и заместитель главного редактора Mash, рассказала, почему новости — это наркотик, а ведение канала — полноценная работа. Иногда даже без выходных и отпуска.
Вместо предисловия
Первое, о чем меня всего спрашивают — это имя. Друзья, оно настоящее. Я Мадонна по паспорту и с рождения. А Мур — часть моего отчества. Это не псевдоним. В журналистику я пришла на пятом курсе университета, отучившись на политолога. Начинала работать в Томске, в холдинге «Ньюс-Медиа», потом перевелась уже в редакцию в Москве. А дальше было еще интереснее.
Особый вид наркотика
В издании Mash я оказалась с самого запуска — мы с Никитой Могутиным его, собственно, и основали. Главное, чему я научилась в новостях — это впахивать круглосуточно и успевать высыпаться даже после 10 ночных звонков. Но сейчас потребление информации очень изменилось. Ее стало слишком много. Как Ванга предвижу, что многие ресурсы перестанут быть востребованными из-за перенасыщения рынка.
В Mash нашими принципами были оперативность, фактчекинг и справедливость. Потом мы очень много помогали людям в регионах, освещая «социалку». Например мы не раз вытаскивали из-за решетки несправедливо обвиненного человека. Эти темы оказывались не самыми популярными, но самыми приятными и важными в моей карьере.
Поначалу работа в новостях — мощнейшая доза адреналина. Это как наркотик — ты живешь в ожидании «информационной бомбы». Первые несколько лет я подпитывалась этой энергией, впадала в эйфорию от наших успехов.
Говорят, я даже была неплохим специалистом. А потом стресс накапливается. Особенно если ты не просто журналист, а руководитель новостного СМИ. Ты должен знать все, быть в теме каждую минуту. Это тяжело. Я осознала, что избавиться от этого стресса можно только уйдя. Так и сделала. Я не обращалась к психотерапевту — не думаю, что от профессии нужно лечить. Тебе либо нравится работать, и ты остаешься, либо больше не нравится, и ты уходишь.
Сбежать в другой мир
19 февраля 2018 года я сделала первый пост в своем Telegram-канале о моде MUR. За 10 лет я очень устала от новостей, мне хотелось сбежать в какой-то более приятный мир.
Про моду мы начали писать еще в Mash — эта тема всегда меня интересовала. Параллельно с чтением сводок происшествий я каждое утро смотрела, какие появились новые коллекции, кто из фотографов сделал лучшую обложку…
Первые два года я вела Telegram-канал как хобби, потому что была вовлечена в процесс построения карьеры в большом холдинге. Канал стал полноценной работой через пару месяцев после того, как я покинула Peopletalk. Я работала там недолго в конце прошлого года, но уволилась, потому что конкретно эта редакция мне не подошла. Я не стала обманывать себя, работодателя и команду, пытаясь отсидеться в кресле главреда. Должности для меня давно ничего не значат. Есть только профессиональные навыки, которые остаются моими в любом случае.
100 тысяч подписчиков на канале набрались за два с половиной года, а первые рекламодатели пришли уже через полгода. В «телеге» раньше все росли благодаря взаимопиару. Все большие и уважаемые каналы развивались по этой схеме. Но я интроверт — мне было легче заплатить за рекламу, чем налаживать отношения, дружить и взаимопиариться. Не менее важно качество контента и честные рекомендации разных блогеров, которым действительно нравится канал, и они сами хотят о нем рассказать.
Telegram-канал — это полноценная работа
Вначале я чувствовала себя как слепой котенок — я плохо разбиралась в модной журналистике. Сейчас, в силу опыта и знаний, чувствую себя увереннее, создавая контент.
Думаю, со временем канал MUR стал профессиональнее и добрее. Я однажды поняла, что не хочу плодить негатив даже на уровне мелкого хейта. Могу поржать над тем, как кого-то хейтят коллеги, но сама «докапываюсь» очень редко. Кстати, многие Telegram-каналы очень токсичны. Кажется, что это весело, но потом ситуация плавно перетекает в буллинг.
Я сосредоточена только на своих проектах. И если честно, MUR требует очень много времени и внимания. Это ресерч, написание текстов, согласование постов с рекламодателями, оформление документации по ИП.
У меня есть помощница, которая помогает с поиском информации, потому что ее слишком много. Она мониторит зарубежную прессу, журналы, коллекции, кампейны, находит интересных российских дизайнеров и новости брендов. С утра обычно приходит выжимка, а дальше уже работаю я — отбираю интересные сюжеты и пишу посты, которые интересны мне и моим подписчикам.
Вести большой канал в одиночку возможно, но когда я параллельно руководила большими СМИ, мне было трудно все успевать.
Традиционные медиа никуда не денутся
Как бы большим холдингам не было неприятно это признавать — Telegram-каналы уже заменили глянец. Так же, как Instagram. Остаются только высокобюджетные съемки крутых обложек, которые «телега» пока дать не может. Но и это скоро изменится: моя бывшая команда Mash уже начала рисовать диджитал-обложки. Глядишь, через пару лет выдадут что-то конкурирующее с журналами.
В то же время я считаю, что традиционные медиа в ближайшие годы никуда не денутся. Люди в мегаполисах ушли в диджитал, но, например, в Ульяновской области все еще покупают газету «Жизнь», а в регионах узнают политическую повестку от Соловьева.
Пандемия внесла коррективы в выпуск бумажных СМИ. К сожалению, сейчас покупать газету и журнал в магазине не очень безопасно из-за коронавируса. Их начали упаковывать в целлофан — а это еще один удар по индустрии.
Что касается экспертности новых медиа и фактчекинга, то доверять по-прежнему нельзя никому. Читайте много и следите за полярно разными ресурсами, сопоставляйте и анализируйте факты, думайте и пытайтесь докопаться до истины. Врать могут и большие государственные ресурсы с лицензией СМИ, и маленькие каналы. Но последние менее контролируемы, и, соответственно, ответственности у их авторов меньше.
Выдумка и реальность
Ведение Telegram-каналов стало настолько популярным, что Роман Волобуев даже снял об этом сериал «Просто представь, что мы знаем». С меня списали образ главной героини Беллы. Изначально не знала, что сериал снимает именно Волобуев. Просто была знакома со сценаристом, поэтому согласилась участвовать в проекте. Знакомые говорят, что Белла получилась очень похожей на меня внешне, но характеры у нас абсолютно разные. Кстати, прототипов героев было всего три: я, Олег Кашин и Даша Насонова, тоже бывший замглавреда Mash.
В сериале выдумка абсолютно все, что связано с работой. А правдоподобная только сцена знакомства Беллы и ее будущего мужа-следователя. Это наша с мужем реальная история.
Индустрия Telegram-каналов развивается, появляются классные маленькие ресурсы с 1000–2000 подписчиков. Чтобы выстрелить, нужно или очень классно писать, или иметь доступ к уникальной информации, или дружить с админами больших каналов. Я всегда поддерживаю своих знакомых и друзей, которые ведут интересные блоги, и бесплатно их рекламирую. Наверное, я дала десяткам приятелей «путевку в Telegram-жизнь». Я сама подписана на слишком большое количество каналов — это профдеформация. Из сферы бьюти подписана на канал «Помада что надо».
Свой блог нужно начинать вести, если вам очень нравится сфера, о которой пишете, или вы в ней круто разбираетесь. Просто так, по счастливой случайности, мало что взлетает.
Конкуренция между каналами существует: особенно жесткой она была года 2–3 назад, когда все только начинали. Сейчас отношения у большинства админов приятельские, мы почти все знакомы друг с другом очно или заочно. Но дружить? Нет. Я вообще мало с кем дружу. Прозвучит пафосно, но для меня самое важное — чувствовать своих подписчиков, быть с ними на одной волне. Да, я одна из тех сумасшедших, кому нравится получать фидбек от подписчиков в «личку». Самых «старых» и верных читателей я знаю по именам и аватаркам.