Как изменится мир, отношения и рынок труда: мнение инсайдеров HiPO

Предприниматель, бренд-стратег, карьерные консультанты и астропсихолог — о том, что будет с бизнесом, глобализацией, персональными данными и не только.

Что будет с экономикой и бизнесом?

Евгения Гержан

Партнер консалтингового проекта Scope of Werk. Консультант по вопросам продуктовых стратегий и бренд-коммуникаций. Развивала сообщества вокруг университета креативных индустрий Universal University. Визионер и социальный деятель. Участвовала в основании Meet For Charity.

Бизнес как процесс давно стоял перед таким требованием времени как диджитал-трансформация, но по разным причинам ее оттягивал. В кризисной ситуации одним оказалось проще с точки зрения организации процессов, удаленной работы команды, взаимодействия с поставщиками и подрядчиками, маркетинга. Другие же быстро переобулись, кто как смог. И это определенный естественный отбор.

Мир был перенасыщен большим количеством ненужных или одинаковых продуктов. Теперь останется то, что покупают. До кризиса продукты конкурировали между собой не на уровне бизнесов и сервисов, а на уровне маркетинга и коммуникации. Мне кажется, что мы вернемся к тому, что конкурентное преимущество будет за лучшими сервисами и продуктами.

Ирина Баранова

Основательница и управляющий директор B.Lab Business, хэдхантер, карьерный консультант, амбассадор и спикер осеннего университета Forbes Ontology.

По большому счету все нынешние прогнозы это спекуляция. Мы не можем просчитать сценарии с адекватной точностью, на которую могут ориентироваться бизнесы.

Экономика скорее не изменится, а перестроит свой скелет.

Поменяются модели ведения бизнеса. 60% бизнеса может перейти на удаленку.

V-образного восстановления не стоит ожидать. Выживут сильнейшие и гибкие. Те, кто диверсифицировал свои силы и источники дохода. Пока ясно, что все зависит от статистики по коронавирусу.

Дмитрий Фалалеев

Основатель U Skillz. Сооснователь Firrma.ru.

Понятно одно: мировая экономика станет меньше, действия правительств станут консервативнее.

Уже понятно, что не станет не просто многих бизнесов, а целых индустрий. А что будет после этого? Я думаю, бизнесы станут расти медленнее: заемных денег будет меньше, они будут менее доступными и более дорогими, все станут гораздо более консервативными в инвестициях, в том числе и внутренних. Вообще зарабатывать будет тяжелее, потому что и денег на руках у людей станет меньше, и тратить они их будут ответственнее (уже, кстати, активно говорят про окончание эпохи потребления). Полеты на Марс, летающие автомобили — всего этого и хорошего, и плохого стартап-безумия будет меньше, бизнес станет суровее, приземленнее. Больше нужны будут хозяйственники, чем мечтатели. Когда-то это должно было случиться, наверное.

Дарья Тулубенская

Партнер компании Kontakt InterSearch Russia. Руководитель проектов по подбору персонала на локальном рынке. Консультант по созданию управленческих команд в крупнейших российских и иностранных компаниях, а также в стартапах в сегментах fashion & beauty ритейл, FMCG, спорт, текстиль.

Плохо будет практически всем отраслям, так как многие секторы взаимосвязаны. Сейчас наиболее пострадавшими оказались рынки horeca (гостиницы, рестораны), индустрия развлечений (театр, кино), fashion ритейл, туристическая сфера, пассажирские перевозки, оффлайн-сервисы (фитнес, салоны красоты). Им потребуется значительный период времени для восстановления. Более того, можно ждать банкротства ряда игроков на этих рынках. Компании продолжат сокращение расходов в первую очередь на маркетинг, развитие не приоритетных направлений, продолжат оптимизацию фонда оплаты труда. Стартапам уже сейчас очень тяжело привлекать венчурных инвесторов, и этот тренд скорее всего продолжится.

Эльвира Дубина

Астропсихолог. Основательница школы Elastro и курса «Осознанная астрология». Тренер и консультант по вопросам раскрытия потенциала.

Кроме Китая, остальные страны будут еще долго разгребать последствия пандемии.

Китай станет экономикой номер один в мире.

Основной удар придется на малый и средний бизнес. Закроются многие предприятия, ИП. Образуются огромные задолженности перед арендодателями. Кризис особенно затронет следующие сферы: строительство, недвижимость, ресторанно-гостиничный бизнес, туризм. Перспективы роста есть у следующих отраслей: медицина, продукты питания, логистические службы, сервисы по доставке, инфобизнес и онлайн-образование. Многие организации, которые снимали офис и перевели в период карантина сотрудников на удаленку, так и останутся в онлайне. Оффлайн-бизнеса станет меньше. Усилится конкуренция: останутся сильнейшие.

Как изменится организация труда?

Дарья Тулубенская

Компании привыкнут вести часть процессов онлайн. Наше исследование показало, что в 40% случае эффективность работы компаний из разных сфер бизнеса не изменилась, а в 13% даже выросла. Люди начали привыкать работать из дома, вести встречи и переговоры. У многих компаний уже начали появляться мысли о том, чтобы часть сотрудников оставить на удаленке и после карантина. Во-первых, потому что часть блоков показывает даже большую эффективность, а во-вторых, бизнесы не захотят брать на себя высокие риски, связанные с арендой и организации всех процессов вокруг одной точки.

Поэтому мы ожидаем переход к распределенной бизнес-модели. При этом большие инвестиции компании будут делать в развитие IT-инфраструктуры. Переход на дистанционную работу в первую очередь будет касается бэк-офиса: IT-поддержки и разработки, юридической службы, бухгалтерии. Многие сотрудники могут перейти на частичную занятость или фриланс.

Если говорить о том, как это отразится на рынке труда, то ожидается рост безработицы. Людям придется быть более гибкими в освоении новых профессиональных сфер, развитии своих компетенций и переходе в другие сегменты.

Ирина Баранова

От офисов многие откажутся, личные жилищные условия люди будут стремиться улучшать: всем теперь нужен кабинет в своем доме и личный парк (пусть 6 соток, но свои). Люди начнут строить себе «запасной аэродром» дальше от городов. Возможно, хорошо оснащенные медицинские учреждения начнут появляться по стране.

Дмитрий Фалалеев

Самое главное — работодатель станет жестче, и этим будут продиктованы все форматы работы. То, что уже удалось увести в онлайн, там и останется: часть команд могут работать распределенно, многие встречи действительно можно проводить в условном Zoom. Но не все и не так много, как нам раньше казалось. Я не верю, что все переедут по домам. Сейчас все там, просто потому что другого выбора нет. Офисы все равно никуда не денутся.

Евгения Гержан

Офисы останутся и будут работать — для бизнеса важно, чтобы была команда. Одновременно с этим текущая ситуация покажет, что многие процессы можно аутсорсить. Главное — научиться этим управлять. То есть офисы будут, просто они трансформируются и адаптируются.

Эльвира Дубина

Многих оставят без работы, других — на удаленке. Работники, которые эффективно ушли во фриланс и поняли все его достоинства, там и останутся. Организации при возможности будут сотрудничать с самозанятыми, не оформляя сотрудников в штат.

Что станет с глобализацией?

Евгения Гержан

Вирус и последовавший за ним кризис стали катализатором давно насущных вопросов, перед которым стоял мир. Уже шли процессы, которые способствовали не только глобализации, но и локализации. Есть такое понятие — «глокальный». Это когда ты вписан в глобальный контекст, но при этом очень сфокусирован на своей локальности. На глобальном рынке выделялись те, кто транслировал свою локальную идентичность, свое происхождение. Так что я думаю, что глобализация будет локализоваться. Также до кризиса уже можно было наблюдать обострение интереса к локальным отличиям, к защите интересов небольших местных социальных групп. Эта тенденция тоже, на мой взгляд, будет набирать силу в мировом масштабе.

Дмитрий Фалалеев

Я считаю, глобализация очень сильно замедлится и надолго. Из-за экономического кризиса у людей просто станет меньше денег на путешествия и даже командировки. Но важнее другое: что-то поменяется в головах у людей, появится страх перед новыми угрозами. Мир так и не стал прежним после террористических атак. До того никто не боялся брошенных в метро сумок, а теперь мы до сих пор при их виде напрягаемся. Думаю, мы все станем гораздо более локальными, «местными». Да уже стали.

Как изменятся отношения между людьми?

Евгения Гержан

Это зависит от того, как долго продлится пандемия. Если мы недолго посидим дома, например, три месяца, то в первые несколько недель или месяцев после у нас будет повышен интерес друг к другу. Возможно, из-за опасения заразиться мы не будет ходить на массовые мероприятия, но потом все вернется на круги своя. У нас будет много слабых связей, а тесных по-прежнему будет мало. Возможно, последние станут глубже.

Если карантин продлится год, то наш способ коммуникации поменяется. Возможно, появятся новые стартапы в этой области и технологии позволят переводить онлайн-общение в физическую плоскость. То есть можно будет взаимодействовать не только голосом и текстом, но и создавать какой-то физический контакт при помощи дополненной и виртуальной реальностей.

Ирина Баранова

Социальная дистанция, надеюсь, останется. Но ценность личного общения будет пересмотрена.

Дмитрий Фалалеев

Сейчас говорят, что живое человеческое отношение станет цениться больше, и это странно — я не думаю, что оно когда-то не ценилось. Всем важны друзья, всем классно проводить время с близкими людьми. Ничего здесь не поменяется. Что может измениться, так это скорее понимание дома, «большой семьи». В плане психологической безопасности появится что-то из разряда «дом поросенка должен быть крепостью». Эта ценность стала более очевидной.

Эльвира Дубина

Люди начнут больше поддерживать друг друга, осознают ценность общения и отношений. К сожалению, вместе с первым трендом параллельно будет идти второй. Многие семьи распадутся, так как в кризис отношения проверяются на прочность.

Как изменятся представления о приватности и персональных данных?

Дарья Тулубенская

Уже сейчас государства инвестируют огромные средства на совершенствование систем слежения. Результаты нашего исследования показывают, что ряд компаний ввели отслеживание нахождения сотрудников по мобильным телефонам. Скорее всего, это станет привычкой, будет частью нашей повседневной жизни.

Дмитрий Фалалеев

Думаю, глобально люди согласятся пожертвовать частью своих свобод в пользу безопасности (хотя и непонятно, получат ли они ее взамен). Какой частью, пока неизвестно. Плохо это или хорошо, пусть каждый ответит себе сам.

Какие индустрии ждет расцвет?

Дмитрий Фалалеев

Если честно, не думаю, что кого-то ждет прямо вот расцвет в ближайшем будущем. Понятно, что во все кризисы проще жить тем, кто производит и продает товары первой необходимости, лекарства. Но я не думаю, что слово «расцвет» тут применимо. Да, много сейчас говорят, что выиграют те, кто сумел как-то «переехать» в онлайн: например, те, кто занимается образованием и вообще контентом в онлайне. Но я не уверен, что это расцвет, хотя бы потому что на руках у людей будет меньше денег.

Дарья Тулубенская

Наименее пострадавшими окажутся e-commerce (особенно в сфере продуктов питания), онлайн-образование, онлайн-сервисы (развлечения: платное ТВ, соцсети, игры), производители продуктов питания, продуктовый ритейл и производители медицинских товаров.

Ирина Баранова

Медицинские технологические стартапы, онлайн-образование, интернет, IT, высокие технологии, доставка и агрокомплекс.

Эльвира Дубина

Инфобизнес, онлайн-образование, медицина, продукты питания, логистика, доставка, психологическая помощь.

Какие профессии станут более востребованными?

Дарья Тулубенская

С учетом того, что распределение игроков на рынке будет меняться, конечно же, ожидаются сдвиги рабочей силы. Так, на рынке окажется огромное количество людей из тех отраслей, которые несут убытки, а также те кандидаты, которых брали для расширения бизнеса или для новых проектов. И конечно же, неэффективные сотрудники.

Будет расти спрос на антикризисных управленцев, многие компании будут привлекать сотрудников на топ-позиции на проектной основе, в качестве интерим-менеджеров (когда опытный топ-менеджер будет присоединяться к компании на определенный период времени, помогать выстроить бизнес-процессы, а дальше переходить на другие проекты).

В цене будут профессии, связанные с цифровой трансформацией, так как перевод на онлайн, внедрение новых IT-инструментов будет продолжаться. Также многие компании начнут или продолжат инвестиции в цифровые продукты, поэтому будет расти спрос на программистов, а также на специалистов по big data. Еще одна востребованная профессия, которая появится на рынке — организатор VR/AR-трансляций. Уже сейчас мы можем смотреть Cirque du Soleil не выходя из дома. Ожидается, что следующий шаг для индустрии шоу-бизнеса — переход в мир дополненной реальности.

Ирина Баранова

Скорее навыки, а не профессии. Гибкость. Умение смотреть на ситуацию по-другому. И способность менять профессии.

Дмитрий Фалалеев

Те, которые могут приносить работодателям деньги прямо сейчас.

Эльвира Дубина

Курьер, водитель. Профессии, связанные с сопровождением и продвижением проектов в интернете. Специалист по PR, SMM- и SEO-специалисты, контент-менеджер. Психолог, психотерапевт, медработники.

Тревел/Арт

Смотреть все

Вам также может понравиться

«Человека, не разобравшегося в себе, популярность может сломать»: интервью с актером Романом Маякиным

«Человека, не разобравшегося в себе, популярность может сломать»: интервью с актером Романом Маякиным

Актер сериала «Психологини», «Сладкая жизнь» и фильма «Триггер» Роман Маякин рассказывает о масках на сцене и в кадре, о проживании роли и популярности актерских курсов

Читать
Милан: лучшие локации для прогулок и знакомств

Милан: лучшие локации для прогулок и знакомств

Инфлюенсер Иван Гарс рассказывает, где пить коктейли, заводить знакомства с представителями модной индустрии и куда идти встречать закат

Читать