
В организме человека путь от нормальной физиологии к патологическим состояниям идет через компенсацию (когда орган или система реагирует на ответы внешней среды или на изменения во внутреннем балансе). Возникает цепочка — физиология, компенсация, патология. Поэтому важно понимание значимости каждого органа для всего организма, в том числе и нижней челюсти.
Мы все находимся в гравитационном поле. Закон, с которым трудно поспорить, — земное притяжение. Организм человека сконструирован исходя и из этого закона в том числе. Три важные точки, баланс которых позволяет человеку находиться в состоянии гомеостаза (баланса структур) во внешней среде, — наш центр тяжести — крестец, или область таза (а любой центр должен быть уравновешен), две равноудаленные точки от центра в случае человека — это стопы (снизу), а сверху — зубы в сомкнутом состоянии. От позиции нижней челюсти зависит и осанка, и дыхание, и психоэмоциональный статус.
У 86% людей есть несоответствие позиции нижней челюсти
Большое количество людей во всем мире нуждаются в оптимизации положения нижней челюсти. Из 100% обследованных больных с жалобами на головную боль, ночное апноэ, нарушение функции жевания и эстетики у почти 72% пациентов было выявлено вынужденное положение нижней челюсти, у почти 54% — смещение в сторону, а у 82,1% — глубокий прикус.
Все это, конечно, влияет и на височно-нижнечелюстной сустав (ВНЧС).
Нижняя челюсть — единственная подвижная кость в черепе, то есть она двигается свободно относительно остальных структур. Если приложить палец и открыть рот в области козелка уха, то вы почувствуете ВНЧС, это место крепления нижней челюсти к черепу. Остальное — это мышцы и связки. Важно понимать, что положение нижней челюсти регулирует нервная система благодаря мышцам, но главным является характер смыкания зубов. То есть если смыкание зубов некорректное, то это будет причиной для компенсации. Важно, чтобы смыкание зубов (а значит, положение нижней челюсти) соответствовало норме. Найти оптимальную позицию нижней челюсти можно, приведя в нормальный баланс мышцы лица, головы и шеи.
Очень много проблем с зубочелюстной системой формируется в период развития скелета. Так, например, отсутствие должного носового дыхания в детстве во время аллергии способствует неправильному формированию зубочелюстной системы и, как следствие, нарушению смыкания зубов. Также и при некачественном лечении зубов во взрослом возрасте система компенсируется за счет мышц и изменения позиции нижней челюсти для лучшего смыкания зубов.

У 86% людей с несоответствием позиции нижней челюсти это может протекать бессимптомно. Симптомы — это крайняя степень развития компенсации. Среди легких — безболезненный щелчок во время открывания рта. Из более серьезных — головные боли, нарушения слуха, иррадиация (прострелы) в руке или пальцах, межреберная невралгия, нарушения положения тазобедренного сустава и т. д. Могут быть и локальные проблемы вроде стираемости зубов, наличия абфракции и абразии (потери и изменение твердых тканей) зубов.
Только стоматолога для диагностирования и лечения недостаточно
Все индивидуально, поэтому важно объединять специальности, смотреть на организм комплексно вместе с неврологами, остеопатами, рефлексотерапевтами, эндокринологами и т. д. Только командно можно помочь человеку, который сам хочет выздороветь.
Если мы говорим о стоматологии, то существуют диагностические процедуры, которые позволяют увидеть положение нижней челюсти. Это электромиография (метод исследования биоэлектрической активности мышц и нервно-мышечной передачи), кинезиография (положение нижней челюсти в пространстве), аксиография (положение головок ВНЧС), рентгенологическое исследование (телерентгенограмма, КТ и другие).
По данным обследований индивидуально учитывается размер определенных костей в соответствии с другими, так как это единая структура. Ведь мы рождаемся идеальными с точки зрения биологии: у нас слева и справа одинаковые группы мышц с одинаковым тонусом. Но, например, если по какой-то причине справа зубы смыкаются лучше, чем слева, это значит, что человек будет жевать правой стороной больше, чем левой. Визуально это может быть неочевидно, но по результатам электромиографии будет виден гипертонус мышц справа, а на зубах с правой стороны может наблюдаться стираемость или другие проблемы связочного аппарата зубов.
Задача диагностики — не заниматься лечением следствия, а находить и затем устранять причины возникновения такого состояния. В противном случае это будет камуфлирование симптомов, а не реабилитация.
Капа для нижней челюсти стоит от 3000 долларов
После диагностики будет ясен путь лечения. Допустим, у человека нормальное развитие костей черепа и нижняя челюсть развилась также нормально, только за счет некорректного смыкания зубов она занимает неправильное положение. Тогда нужно применять ортотик — это прозрачная капа на нижнюю челюсть, которая ставит ее в правильную позицию. Такую капу не нужно путать с инвизилайном для выпрямления зубов. После стабилизации с помощью ортотика можно применять брекеты, коронки или виниры — это лишь инструменты для достижения гармонизации окклюзии (смыкания зубов). Все индивидуально. А глобально нужно понимать, в какой позиции должна находиться нижняя челюсть и чем ее можно скорректировать.

Ортотик изготавливается индивидуально и носится обычно от трех месяцев до нескольких лет 24/7. Стоимость в США — около 3000–5000 долларов, в России — так же или даже дороже, потому что специалистов мало.
Если кость верхней или нижней челюсти недоразвита, то тогда применяются хирургические методы. Благодаря цифровой стоматологии и современным методам оценки мы можем четко спланировать любое лечение.
Врач-гнатолог — это не что-то уникальное
Откуда взялся врач-гнатолог? Врач-стоматолог вдруг забыл, что он является доктором рта. Многие думают, что стоматология — это зубоврачевание. Но это не так. Зубной врач раньше имел среднюю медицинскую специальность и четко понимал, как лечить зуб как конкретный отдельный орган. А как этот зуб работает в системе и какие эффекты дает на остальные органы, зубной врач не знал, не было достаточной информации. Например, мой родственник Александр Иванович Евдокимов создал для советских стоматологов возможность получения высшего образования.
Я, например, являюсь врачом-стоматологом. Это значит, что я могу поставить имплантат, коронку, брекеты, привести нижнюю челюсть в нужную позицию, избавить человека от кариеса — и все остальное, связанное со стоматогнатической системой. Для того чтобы стоматологи понимали ту концепцию и ту методику, которые я применяю в реабилитации пациентов, я должен сказать, что занимаюсь гнато-нейромышечной стоматологией. Это больше для докторов, чем для пациентов. Хотя и для пациентов это тоже должно быть важно: это дает понимание, что я применяю не только знания гнатологии, но и знания других дисциплин, например нейромышечных принципов диагностики.
Врач-гнатолог в большинстве случаев — это маркетинг. Это не что-то уникальное, потому что, я считаю, любой стоматолог должен все это знать. Такая «узкая» специализация позволяет врачу быть дороже или показывать свою уникальность и превосходство перед остальными.

Изменение положения челюсти может менять архитектонику лица и отодвигать старение
Dental face lifting — это новая модная история, не без маркетинга. Суть в том, что бесполезно заниматься косметологическими процедурами, если снижена нижняя треть лица (от носа до подбородка). Зубы стираются, снижается нижняя треть лица, и проявляются, например, носогубные или подбородочные складки. В таком случае филлерами их закалывать нет никакого смысла. Представьте, что череп — это каркас, на который натянута кожа. При его изменении меняется тургор (натяжение) кожи. Смысл в том, что лифтинг — это подтяжка. При изменении нижней трети лица у нас идет натяжение, но не подтягивание. То есть это не в прямом смысле лифтинг, но эффекта не отменяет.
После изменения положения нижней челюсти расслабляются мышцы, создается здоровая декомпрессия в височно-нижнечелюстном суставе, и таким образом отодвигается старение. Это гораздо более емкая тема для обсуждения. То есть мозгу не посылаются сигналы, что зубы стираются, и он не пытается к этому адаптироваться. Вот в чем заключается так называемый настоящий anti-aging. Говорить о dental face lifting как о новой услуге, когда стоматолог может менять архитектонику лица и омолаживать, просто опасно для людей, так как за этим должен быть профессионализм высокой степени и понимание комплексного подхода, а не маркетинговые уловки.
Распространение такого понятия, как dental face lifting, особенно в России, может сильно навредить в случае, если пациент пришел с запросом «Я хочу лифтинг лица, измените мне прикус» к некомпетентному врачу. У нас сейчас вся медицинская структура направлена на скорейшую реализацию запроса пациента, и доктора на это ведутся. Поэтому формируемый запрос должен отвечать определенным требованиям. При комплексном подходе к реабилитации пациентов dental face lifting будет приятным бонусом.
Интервью — Дарья Богомолова
Фото — Воля Медведев