«Человека, не разобравшегося в себе, популярность может сломать»: интервью с актером Романом Маякиным

В последнее время мне интересно смотреть на свою профессию с точки зрения психологии. Довольно очевидно, что большинство людей идут в кино и театр за вниманием, которого не хватило в детстве. И я тут не стал исключением. Если актеру удается стать успешным, внимание приходит в избытке, но оно, как оказывается, не покрывает внутренний дефицит. Хочется поговорить об этом моменте. О том, почему путь актерской профессии по факту не самый легкий.

Я окончил школу-студию МХАТ, работал в МХТ имени Чехова, Пушкинском театре и театре Моссовета и близко познакомился с актерством, когда еще нет съемок и желанной популярности. Любой артист, сказав, что не стремится быть замеченным и признанным аудиторией, соврет. Моя жизнь сильно изменилась лет пять-шесть назад, когда я начал активно сниматься в кино и люди на улице стали меня узнавать.

Когда приходит популярность, отношение окружающих к артисту сильно меняется. Роли в спектаклях, которые играются уже долгое время, вдруг собирают большое количество положительных отзывов и похвалы. Внешние проявления внимания резко усиливаются в разы. Но на фоне этого оказывается, что внутренняя пустота (от недостатка любви и внимания в детстве в семье или, например, в школе) остается с человеком, только при этом все вокруг говорят, что ты самый классный в мире. Из-за этого огромного противоречия внешнего и внутреннего многие артисты чувствуют себя несчастными. Наверное, говорить так не очень корректно по отношению к коллегам: это, конечно же, относится не ко всем. Но мне кажется, что именно по этой причине в актерском цеху много людей, которые не разобрались в себе, не нашли внутреннюю опору и очень зависят от внешнего одобрения. Как следствие, может произойти такая страшная штука, когда актер олицетворяет себя с личностью, которую играет.

Важно понимать, что в актерской профессии люди продают не свой образ или свои таланты, а себя целиком. В Древней Греции, когда театр только зарождался, актеры выходили на сцену в масках, а сняв их, могли сложить образ своего персонажа. В сегодняшнем же времени артистов как на работе, так и в личной жизни отождествляют с их ролями, окружающие видят в актере героя. Образ становится пуленепробиваемым, так как получает постоянную подпитку извне. У самого артиста появляется страх, что если этот мыльный пузырь лопнет, то то, что останется под маской, может оказаться недостаточно интересным для внешнего обозревателя. Это непростая психологическая ловушка.

Также по роду деятельности артист все пропускает через себя. Эта специфика может привести к искажению того, как человек воспринимает информацию. Когда ему говорят, что то, что он играет, недостаточно хорошо, он может это воспринимать как критику в свой адрес — как будто он лично недостаточно хорош, то есть часто идет отождествление себя с работой. Это может работать как в плюс, искусственно возвеличивая, так и в минус — и в обоих случаях только уводит от себя. Этого не случается, если актеру удается понять себя и свои границы и проживать профессию из позиции наблюдателя, а работу над ролью осуществлять на уровне рефлексов.

Популярность — это возможность, но человека, не разобравшегося в себе, она может сломать изнутри. Чтобы реализоваться в этой профессии, нужно иметь сильный фокус на внутреннем состоянии. Важно знать свою зону комфорта. Много спорта, здоровый режим, правильное питание, возможность побыть наедине с собой, регулярная рефлексия — все это помогает мне слышать себя и оставаться в балансе.

Об актерском образовании

Со стороны кажется, что актерская профессия — это про то, как ты умеешь грамотно обращаться со своим речевым аппаратом, про поставленный голос, про то, какой ты привлекательный для аудитории. Но это второстепенные внешние аспекты, которые не передают ее суть. По факту это в первую очередь про переживание истории, про эмоциональный спектр, воспроизведение психологического аспекта. В школе-студии МХАТ нас ежедневно приводили в разные эмоциональные состояния, для того чтобы сделать нашу психику подвижной: мы мало спали, были голодными, находились в постоянном физическом утомлении. В то время как все сейчас стремятся к внутренней гармонии и балансу, которые нужны, чтобы жить счастливо и принимать правильные решения, в театральной среде все работает немного наоборот. Именно психоэмоциональная гибкость (где-то лабильность) является одним из основных инструментов актера.

Возможно, не случайно большинство хороших артистов, которых я знаю лично, — это люди с непростой судьбой. Наверное, существует какое-то подсознательное желание пойти в артисты, чтобы проживать ситуации и эмоции, которые уже знакомы или привычны. Например, у меня, как и у многих, есть опыт влюбленности в женщину, и я могу его применять в профессии. Недавно я работал над героем, который состоит в браке, но завел связь на стороне. Когда я работаю над персонажем, я не отношусь к нему как к постороннему человеку, а думаю о том, что бы я, Рома Маякин, сделал на месте этого человека, в той же ситуации и тех же обстоятельствах, если бы в них оказался. Каким бы был я, будь у меня такие же родители, схожее образование, аналогичное прошлое. Я думал о том, что бы я сделал, будь у меня такая жена и чувства к другой женщине. Не то чтобы у меня в жизни была подобная ситуация, но был контекст, который эмоционально давал очень похожие эмоции. Я применил знакомые ощущения, интегрировал свой опыт в контекст роли. Актеру всегда важно запоминать то, как он переживает разные состояния, — это близко мышечной памяти, только про эмоциональную реакцию.

Любой человек может стать актером — вопрос в том, может ли он, хорошо сыграв один раз, повторить это. В этом и есть разница между профессиональным артистом и человеком, который просто удачно попал в нужное место в нужное время. Для владения этим ремеслом я постоянно провожу определенную работу. Знаю, как в короткий срок ввести себя в обстоятельства определенной истории. Но данная работа требует осознанного подхода. Для того чтобы уметь себя точечно раскачивать, нужно отличать свои эмоции и мысли от эмоций и мыслей персонажа, что не всем в профессии удается. Актер — это человек, который может в любой момент воспроизвести ту эмоцию, которая требуется. При этом важно, чтобы душа оставалась в стабильном спокойном состоянии, нужно понимать, где ты, а где персонаж, а для этого важно осознать себя.

О популярности актерских курсов «для всех»

Круто, когда человек искренний, когда он настоящий. Вокруг так много фальши, и мы все уже устали от кривляний. Играя роль, я занимаю позицию наблюдателя и четко осознаю, как надеваю маску. Я не уверен, что надо учить всех людей создавать, носить и менять маски, превращать их в набор штампов. Мы все ведь в той или иной степени стремимся к настоящему. И именно в этом состоянии приходим к максимальному внутреннему комфорту. Также мы хотим видеть рядом с собой настоящего человека, ощущать искренние чувства по отношению к себе. Правда же?

Актерские курсы могут сделать человека более социальным, если он совсем закрыт, помогая показать свои эмоции другим людям. Но ведь это можно делать и в реальной жизни, а не в каком-то специальном пространстве. Курсы не помогут тому, кто теряет дар речи при разговоре с начальником, потому что считает себя чем-то хуже или менее значимым либо чувствует, что начальник не видит в нем человека, а ждет какого-то результата. Мне кажется, земля такая большая и тут так много людей и возможностей, что если ситуация не устраивает, то не надо на нее соглашаться, надо ее менять.

Стать более адаптированным в обществе помогают не актерские курсы, а осознание того, что ты достоин быть на этой земле, ты следуешь своему пути и делаешь свою работу, твое мнение достойно того, чтобы его выслушали. Боязнь публичности появляется от страха, что о тебе кто-то что-то не так подумает, зависимости от оценки других, травм и прочего. То есть это проявление какой-то причины невозможности быть собой в данной ситуации в комфорте. Речь по большей части не о том, что нечего сказать или нет умения это подать. Не бывает неинтересных людей. Я таких не встречал. Абсолютно в каждом человеке всегда будет что-то интересное другим людям. Нужно найти в себе это и развивать, а не идти на актерские курсы, чтобы тебя там научили надевать маску поверх своей неуверенности или травмы. Лучше пойти к психоаналитику и разобраться там с первопричиной страха, а не заниматься маскировкой.

Актерские курсы, конечно, могут научить каким-то полезным техникам — например, развить голос и речь, помочь лучше овладеть своим телом. Но все же актерское мастерство — это искусство обмана. Великого обмана. Стоит ли этому учиться всем? Я сомневаюсь.

Саморазвитие

Смотреть все

Вам также может понравиться

Милан: лучшие локации для прогулок и знакомств

Милан: лучшие локации для прогулок и знакомств

Инфлюенсер Иван Гарс рассказывает, где пить коктейли, заводить знакомства с представителями модной индустрии и куда идти встречать закат

Читать
«У меня есть мечта — чтобы все люди танцевали»: интервью с хореографом Владимиром Варнавой

«У меня есть мечта — чтобы все люди танцевали»: интервью с хореографом Владимиром Варнавой

Мы поговорили о новом прочтении классической постановки, техниках раскрепощения тела и желании выходить за пределы привычных практик.

Читать